Классификация и виды щебня

В современной дорожно-строительной индустрии, каждый материал имеет свое определение. Это утверждение касается и щебня, который в специализированной литературе описан, как продукт механического дробления различных горных пород (природного камня), добываемых карьерным способом. После добычи камня, сырье на дробильном оборудовании перерабатывается в конечный продукт — щебень, который уже является товарным и может быть использован по назначению. Как правило, для производства щебня используется гранит. Также, этот строительный материал получается при дроблении (грохочении) и более мягких нерудных горных пород, например гравия, валунов или известняка. Строительный щебень, из каких-бы природным материалов и для каких целей его не производили, — достаточно прочный материал и обладает следующими физическими свойствами:

  • прочность;
  • лещадность;
  • морозостойкость;
  • насыпная, средняя и истинная плотность;
  • форма зерна и зерновой состав;
  • водопоглощение и водонасыщение;
  • радиоактивность (активность естественных радионуклидов).

Весь выпускаемый сегодня в России щебень разделен на группы, соответствующие маркам материала: высокопрочный М1200-1400; прочный М800-1200; средней прочности М600-800; слабой прочности М300-600; очень слабой прочности М200. Наиболее востребованным, сегодня является щебень марки М1200 (гранит), чуть реже используется щебень М1200-1400 (базальт, высокопрочный гранит), который применяется для производства высокопрочного тяжелого бетона, используемого для заливки фундаментов и несущих конструкций мостовых переходов. Также, щебень должен соответствовать  ГОСТ 8267-93, то есть не содержать зерна слабых пород в количестве более 5% по массе для марок М1400, М1200, М1000; не более 10% для марок М800, М600, М400 и не более 15% на щебня М300 и М200.

Прочность щебня характеризуется степенью износа в помолочном барабане, его дробимостью при раздавливании (сжатии) в цилиндре и прочностью горной породы, из которой изготавливается щебень. Эти данные необходимо учитывать при строительстве автомобильных дорог различного назначения, так как они характеризуют сопротивление щебня в дорожном покрытии при укатке (уплотнении) его дорожными катками, а также при прохождении по трассе автомобильной техники. Также, существует целый ряд физических свойств щебня, которые, также берутся в расчет при проектировании дорожного покрытия. Основными из них являются.

  • Содержание глинистых и пылевидных частиц размером менее 0,5 миллиметра. Кроме этого, при выборе щебня, обращают внимание на содержание в нем комков глины размером от 1,25 миллиметра до размеров фракции щебня. При этом, для любых видов щебня, содержание по массе глинистых и пылевидных частиц не должно превышать 0,25%. А в щебне, который производится из метаморфических и магматических пород, содержание глинистых и пылевидных частиц по массе не должно превышать 1%. Для щебня марок М200 и М400 этот показатель составляет 3%, а для щебня М600 и М1200 — 2%.
  • Морозостойкость щебня определяется количеством циклов его замораживания и оттаивания. Эти данные получают в лабораторных условиях путем замораживания и оттаивания в насыщенном растворе сернокислого натрия с последующим высушиванием щебня. На сегодняшний день, существует несколько классификаций морозостойкости: F15, F25, F50, F100, F150, F200, F300 и F400. Среди указанных классов, самым распространенным и активно применяющимся в строительстве, является щебень с морозостойкостью F300.
  • Лещадность щебня определяется содержанием в нем зерен пластинчатой, а также угловатой формы. При этом, размер зерен по ширине или толщине должен быть в три раза меньше их длины. Лещадность щебня имеет четыре основных группы, которые определяются по процентному соотношению зерен к массе: кубовидная до 15%, улучшенная от 15% до 25%, обычная от 25% до 35% и обычная от 35% до 50%. Стоит отметить, что лещадность — одна из наиболее важных характеристик щебня, зная которую можно определить степень трамбовки щебня. А лучше всего подвергается трамбовке щебень кубовидной формы.